С исключением борьбы из программы Олимпиады исчезнет философия неагрессивного поединка
Олимпийский комитет поднял вопрос об исключении спортивной борьбы из программы летней Олимпиады. Взамен предлагается ввести другие виды единоборств. Обсуждается около десяти вариантов, среди которых ушу, карате, тайский бокс

Я начал заниматься борьбой для себя. После школы пошел на боевое самбо. Я был на пороге взросления, но как раз в этот период я потерял отца. В Европе сейчас слова «отец», «мужчина» стираются, упрощаются. Они все чаще определяют формальные признаки родства и пола. У нас в Дагестане, в более патриархальной культуре, эти слова сохраняют глубинное этическое значение: ответственность не только за себя, но и за семью, мужественность и заботу, силу и благородство. Со смертью отца я, молодой парень, должен был заменить его, стать мужчиной именно в таком, несколько даже возвышенном понимании. Но как самому выйти на верный путь? Ведь у меня больше не было отцовских совета и поддержки.

Через борьбу я смог нащупать дорогу к тем ценностям, которые искал. Потому что борьба — это философия мужества. Но скоро я оставил самбо и стал заниматься вольной и классической борьбой, потому что в них нет болевых приемов. Нет агрессии. А я считаю, очень важно понимать: «мужское» — это не только сила, но и благородство. К сожалению, понимают это сейчас не все. Поэтому мужское начало нередко подменяется агрессией. То же происходит и в спорте.

Ушу, карате, тайский бокс — это ударные виды. Такие, в которых разрешено причинять противнику боль. Безусловно, такие дисциплины тоже имеют серьезные традиции и заслуживают уважения. Однако мне благородство неударных видов борьбы кажется очень важной частью в спорте. Если ушу появится наряду с вольной борьбой — это замечательно. Но не вместо. Потому что тогда философия неагрессивного поединка уйдет из Олимпиады.

Впрочем, дело не только в Олимпиаде. У вольной борьбы есть внутренние проблемы, которые снижают к ней интерес. Одна из самых нелепых — постоянная смена правил. Чуть ли не раз в год! Это путает спортсменов и отталкивает зрителей, потому что они не понимают, что к чему. Да и соотносится ли такая переменчивость с идеей надежности и стойкости, которую несет вольная борьба?

Есть сложности и с положением спортивной борьбы в России. Внимание к ней со стороны властей снижается с каждым годом. Сейчас очень серьезно вкладывают в дзюдо. Это хорошо. Но вольную борьбу как-то забыли. Еще несколько лет назад мы были сильнейшими в этой дисциплине. Несмотря на то что это, вообще-то, американский спорт. Но у нас замечательные школы — и в Осетии, и в Краснодаре, и в Ростове. В Дагестане, можно сказать, школа на школе, и все очень серьезные. По физической подготовке никто не мог сравниться с нами. Технику тоже отрабатывали на высшем уровне. И результаты были соответствующие. На Олимпиаде в Пекине, например, у нас были медали почти в каждой категории. Но сейчас уровень падает, а ведь терять позиции очень обидно. Некоторые считают, что удаление вольной борьбы из олимпийской программы на руку тем, кто не хочет победы российской сборной. Я не знаю, так это или нет. Но пока я вижу вот что: борьбу еще не отменили, а этих самых медалей у нас уже стало меньше.

Из-за всех этих трудностей молодому поколению все сложнее заниматься вольной борьбой. Их как бы «выталкивают» в ударные виды единоборств. Одни изначально идут туда, потому что это на сегодняшний день перспективнее. Другие все-таки приходят в наш спорт, но какое у них будущее? С одной стороны, подготовка стала слабее. С другой — эту дисциплину могут исключить из Олимпиады. Куда тогда пойдут молодые спортсмены? Пути, конечно, есть. Подготовка в вольной борьбе позволяет заниматься такими видами единоборств, как ММА, бои без правил, грепплинг. И сейчас некоторые наши бойцы побеждают там. Я тоже строю карьеру в подобных боях и как участник, и как один из организаторов новых проектов, например, Hip Show, в которых стараюсь сохранить те традиции вольной борьбы, за которые так ее ценю. Но подобным проектам, к сожалению, далеко до Олимпиады, да и отказываться от истоков считаю неверным решением. Все, что происходит сейчас вокруг вольной борьбы, — очень нехороший симптом.

Надеюсь, что в России вспомнят о спортивной борьбе и уделят ей должное внимание, а Международный олимпийский комитет не исключит ее из Олимпиады.